АРОМА…МАРКЕТИНГ: что это и зачем?!
Мир не стоит на месте, он развивается.
Маркетинговые технологии в этом смысле не сильно отличаются от мира..
В свое время виниловая пластинка была опорой и двигателем всего мирового шоу-бизнеса, её образ был неразрывно связан со словами «молодость», «свобода», чувствами радости, понятиями «высокого и прекрасного».
Несколько десятилетий превратили это в красивую историю, резюме которой вы только что имели возможность прочитать.
В 2007-ом пластинка ассоциируется у нас, в лучшем случае, с нашими мамами и папами, длинными волосами и группой The Beatles – и аж никак с современным продуктом / трендовым брендом / новинкой / молодежью и т.п. Образ устарел...
Маркетинговые технологии, образы и подходы имеют тенденцию устаревать, при чём устаревать быстро.
Театры, оперы, кинотеатры рождались и погибали в гонке за яркими декорациями, костюмами и мощными осветительные системами – с целью увеличить эффект шоу.
Развивалось и аудио-оформление кинозалов: сначала стерео, потом 3d и Dolby Surround технологии имели единую цель – эмоционально зацепить и впечатлить клиента.
Маркетинг, как вид деятельности, направленный, фактически, на привлечение внимания потребителя, всю свою историю ищет новые подходы и возможности удивить, «схватить и не отпустить».
Но как это сделать, когда, казалось бы, всё, что можно уже придумано?
В поиске ответа на данный вопрос в конце ХХ века вовремя подоспели психологи с очевидной, но не принимавшейся во внимание ранее аксиомой: восприятие человека формируется из всего того, что он видит, слышит, нюхает и трогает (возможно, чувствует на вкус). Следовательно, и потребитель воспринимает компанию, а также предлагаемые ею товары / услуги в этих же пяти плоскостях.
В XXI веке, когда в направлениях зрительного и слухового восприятия ничего по-настоящему нового и впечатляющего придумать уже, наверное, нельзя (надежда только на 3d-технологии, которые пока что весьма дорого стоят), появление нового оборудования дало возможность вооружиться, пожалуй, последним доступным, но ещё всерьёз незатронутым маркетингом инструментом воздействия на человека – запахом.
Действительно, современные маркетинговые технологии перегрузили визуальное и аудиальное пространства (зрение и слух) потребителя настолько, что такое воздействие оказывается просто низкоэффективным, если только не предполагает вложения громадных средств. На волне вышеизложенного естественным образом возник и сформировался новый направление деятельности по продвижению товара – аромамаркетинг.
Аромамаркетинг – направление маркетинга, основывающееся на использовании различных запахов и ароматов с целью стимулирования продаж, продвижения товара на рынке и благоприятного влияния на покупателя.
Его возможности распространяются от аромаклининга (нейтрализации нежелательных запахов) и аромадизайна помещений почти любого размера, заканчивая ароматизацией сувениров, полиграфии и даже бензина – для особо искушенных. В ногу с этим явлением шагает и понятие аромадизайна.
Аромадизайн, как инструмент аромамаркетинга – это вид профессиональной деятельности, возникший на стыке дизайна интерьеров, профессиональной ароматерапии и маркетинга, и представляет собой целый комплекс мероприятий, создающих специальную ароматическую атмосферу, стимулирующую те или иные эмоции человека.
Аромамаркетинг и аромадизайн имеют применение фактически во всех сферах и направлениях организационной деятельности и PR:
- Рестораны, клубы, кафе;
- Офисы организаций, банки, агентства недвижимости, консалтинговые конторы, receptions (приемные), VIP-залы;
- Магазины любой специализации, бутики, супермаркеты;
- Спорт- и фитнес-центры, сауны, салоны красоты и SPA-салоны;
- Театры, кинотеатры, развлекательные центры;
- Промо-акции, вечеринки, премьеры, показы, выставки, презентации, конференции и прочие мероприятия (PR, BTL, Event);
- Клиники, медицинские учреждения; Гостиницы и туристический бизнес;
- Транспорт и автомобильная индустрия (автосалоны, вагоны, салоны самолетов, метро и т.п.);
- Полиграфия и наружная реклама (визитки, буклеты, открытки, рекламная продукция, книги, брошюры, платежные счета, чеки, билеты и прочее);
- Художественные галереи, музеи, дизайнерские и арт-студии;
- Казино, залы игровых автоматов;
- Сувенирная продукция, подарки, декор и прочее.
Аромамаркетинг является средством повышения конкурентоспособности предприятий наряду с ценой, качеством и популярностью торговой марки.
Так, согласно исследованиям, ароматизация воздуха в магазине способна поднять продажи на 15% – без расширения ассортимента и дизайнерских перепланировок.
Главная задача аромамаркетинга – улучшить настроение покупателя и расположить его к себе; сделать так, чтобы ему было хорошо и напрямую связать это ощущение с компанией.
Это и становится важным конкурентным преимуществом последней.
Сам процесс ароматизации предполагает использование искусственно синтезированных отдушек, которые воздействуют на человека по принципу ассоциаций – в отличии от 100% натуральных эфирных масел, которые, в свою очередь, влияют на физиологические и химические процессы, протекающих в организме человека.
Таким образом, первый подход исключает возможность аллергии либо неэтических воздействий на потребителя.
Научно доказано, что информация, воспринимаемая органами обоняния человека, оказывает самое непосредственное и незамедлительное влияние на принятие решения по сравнению с остальными органами чувств человека.
Вывод: запахи – незаменимый инструмент в современном искусстве продаж. В ближайшее время, обоняние, как канал коммуникации, будет использоваться всё чаще. Рано или поздно данное направление несомненно произведёт переворот во взглядах современных маркетологов, изучающих каналы коммуникации ‘товар – клиент’.
Итак, запах является мощнейшим средством воздействия на эмоции, внимание и память человека. Западным опытом убедительно подтверждено, что технологии аромамаркетинга являются эффективными при работе с клиентами и могут применяться с целью:
• Создания особой атмосферы в местах пребывания клиентов, которая позволит им выделить именно Вас среди конкурентов (улучшения имиджа организации);
• Задержки клиентов в местах продаж (или предоставления услуги) на более продолжительное время;
• Увеличения объема продаж;
• Повышения лояльности клиентов и желания посетить место повторно;
• Дополнительного рекламирования за счет ощущения аромата за пределами помещения (сувениры, подарочная продукция);
• Улучшения восприятия клиентом качества предлагаемых товаров и услуг;
• Привлечения новых клиентов посредством стимулирования импульсного (заранее не запланированного) приобретения ими товара / услуг;
• Повышения эффективности труда работников, способствования концентрации внимания, снятия стрессовых состояний, решения проблемы текучки кадров;
• Повышения конкурентоспособности предприятия;
• Непрямой рекламы бренда ароматизированными товарами / услугами;
• Поддержание сезонных и праздничных рекламных кампаний посредством применения специальных ароматов.
Следующие несколько лет применение аромамаркетинга в Украине будет давать исключительно конкурентное преимущество: его использование здесь пока не массово, является новым, эксклюзивным и крайне интересным для потребителя.
Лет через 5 использование таких технологий станет, скорее всего, нормой для солидных компаний и будет уместнее вести речь о том, что не-применение аромо-маркетинга дает преимущества вашим конкурентам на рынке (так, если 20 лет назад «евроремонт» в магазине Киева был признаком его элитности, то уже 10 лет назад это стало обязательной нормой для подобного заведения даже среднего класса).
Каждый менеджер с необходимостью должен задуматься о возможности использования этой технологии. Ведь она уже давно проверена на практике, её эффективность доказана опытом наших западных коллег, а область применения несомненно будет расширяться в ногу с активностью креативных менеджеров.